Зачем в школе вводится курс "Основы религиозных культур и светской этики"?
Распоряжение Правительства РФ от 28.01.2012 г. №84-р "Об утверждении плана мероприятий по ввелению с 2012-2013 года учебного курса "ОРКСЭ"
Приказ Минобрнауки РФ от 31.01.2012 г. №69 "О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования"
Приказ Минобрнауки РФ от 01.02.2012 г. №74 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планыдля образовательных учреждений РФ"
Письмо Министерства образования Пермского края от 16.02.2012 г. №СЭД-26-01-21-111 "О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года"
Комплексный учебный курс "ОРКСЭ"
Положение о преподавании курса ОРКСЭ в МБОУ "Сельская СОШ"
Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) — учебный предмет, включённый Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную программу в качестве федерального компонента сначала экспериментально в 19 регионах России — с 1 апреля 2010 года, а при успешной реализации эксперимента — во всех регионах с 2012 года. Предмет включает 6 модулей, из которых ученики по своему выбору или выбору их родителей (законных представителей) могут выбрать один для изучения.
Список модулей:
«Основы православной культуры»
«Основы исламской культуры»
«Основы буддийской культуры»
«Основы иудейской культуры»
«Основы мировых религиозных культур»
«Основы светской этики»
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Одна из важнейших задач курса – это доверительное общение между родителями и детьми с опорой на нравственные основы семейной жизни.
Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объем материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.
ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ КАК ПОМОЧЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ В ИЗУЧЕНИИ КУРСА
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Совет 1. Настройтесь на воспитание; отнеситесь к новому школьному курсу как к дополнительному средству нравственного развития вашего ребенка; вы и есть главный для ребенка воспитатель.
Совет 2. Разговаривайте с детьми о том, что они изучали на уроках. Хорошее средство воспитания ребенка – диалог между родителями и детьми о духовности и нравственности.
Совет 3. Воспитывайте у ребенка благожелательное отношение к людям другого мировоззрения.
Совет 4. Не упускайте время, благоприятное для нравственного воспитания детей.
Совет 5. Не забывайте, что никакой учебный курс сам по себе не воспитает вашего ребенка; главное, что он может приобрести, изучая курс «Основы религиозных культур и светской этики»», - понимание того, насколько важна нравственность для полноценной человеческой жизни. Всячески поддерживайте это в ребенке.
Совет 6. Создавайте в общении и взаимодействии с ребенком воспитывающие ситуации, превращайте возникающие проблемы в нравственные уроки.
УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Россия – наша Родина.
Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этика. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учащиеся знакомятся с историей развития представлений человека о морали и нравственности, общественными нормами нравственности и морали. Учатся устанавливать взаимосвязь между культурой, моральными традициями и поведением людей. Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, религиозных традициях. Знакомятся с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы и искусства. Учатся толерантному отношению к представителям различных мировоззрений и культурных традиций.
Учебное пособие «Основы светской этики» знакомит школьников с основами светской этики. Что такое добро и зло, добродетель и порок, альтруизм и эгоизм? Учащиеся узнают о том, что такое настоящая дружба и порядочность, честь и достоинство, честность и искренность, сострадание и милосердие, мужественность, терпение, правда, стыд и совесть, этика и многое другое.
Учебный модуль «Основы светской этики» даст знания, которые помогут учащимся самостоятельно совершать моральные поступки, а значит, сделать свою жизнь и жизнь других людей лучше.
УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ «ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР»
Учебник входит в систему « Школа России» и в систему « Перспектива»
Авторы: Е.В.Саплина, А.Л.Беглов
В учебнике с учётом возрастных особенностей учащихся 4-5 классов даются элементарные представления о возникновении, истории и особенностях религий мира, их влиянии на жизнь людей.
Цель модуля: Формирование у обучающегося знания, понимания и уважительного отношения к религии как национальной духовной традиции, лежащей в основе исторической и современной культуры нашей страны.
Задачи: Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической, многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. Каждая духовная культура имеет собственный контекст и свою логику. Ни одна культура не может быть лучше другой, поскольку обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием.
Содержание модуля:
Россия – наша Родина.
Культура и религия. Возникновение религий. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака, Тора, Библия, Коран. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Учебник входит в систему « Школа России» и в систему « Перспектива»
Автор: А.В.Кураев
Учебник знакомит с основами православной культуры, раскрываете значение и роль в жизни людей – в формировании личности человека, его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни.
Православие является неотъемлемой частью истории и культуры русского народа, духовно-нравственным ядром русской культуры и поэтому никакое полноценное познание русской культуры и приобщение к ней невозможно без получения систематических знаний о Православии, истории и культуре Русской Православной Церкви. Поэтому даже люди, далекие от Церкви, но стремящиеся к тому, чтобы хорошо знать и понимать историю и культуру нашего Отечества, не могут не проявлять интерес к Православию, православной культуре, истории христианства, к тем вечным нравственным ценностям, которые оно хранит и которые являются актуальными в современности.
Изучение православной культуры явится серьёзным подспорьем в общем гуманитарном образовании, позволит лучше и легче учиться по гуманитарным дисциплинам.
Содержание модуля:
Россия – наша Родина.
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Священное Писание. Священное Писание и Священное Предание. Во что верят православные христиане. Что говорит о Боге и мире православная культура. Что говорит о человеке православная культура. Христианское учение о спасении. Добро и зло в православной традиции. Христианская этика: заповеди блаженства. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Добродетели и страсти. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Спаситель. Жертвенная любовь. Победа над смертью. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Православные Таинства. Символический язык православной культуры. Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство). Православный календарь, его символическое значение. Почитание святых. Праздники. Христианская семья и ее ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ «ОСНОВЫ ИУДЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
Россия – наша родина.
Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора – главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и ее устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарем: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учащиеся знакомятся с историей возникновения и распространения иудейской культуры, изучают основы духовной традиции иудаизма. Учатся устанавливать взаимосвязь между иудейской культурой и поведением людей. Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь иудейской культуры. Учатся описывать различные явления иудейской духовной традиции и культуры Излагают свое мнение по поводу значения иудейской культуры в жизни людей, общества, знакомятся с развитием иудейской культуры в истории России. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами иудейской культуры.
Учебник знакомит с основами иудейской культуры и раскрывает ее значение в формировании личности иудея и его поведении в повседневной жизни, а также ее влияния на историю еврейского народа и мировые религии – христианство и ислам, показывает жизнь евреев в России.
УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ «ОСНОВЫ ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
Россия – наша Родина.
Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности и исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учащиеся знакомятся с историей возникновения и распространения исламской культуры, изучают основы духовной традиции ислама. Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (исламской) культурой и поведением людей. Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь исламской культуры. Излагают свое мнение по поводу значения исламской культуры в жизни людей и общества. Учатся толерантному отношению к представителям исламских культурных традиций.
Учебное пособие «Основы исламской культуры» знакомит школьников с основами духовно-нравственной культуры ислама. Учащиеся узнают о жизни пророка Мухаммада, об истории появления, основах ислама и исламской этики, об обязанностях мусульман. Обращаясь к Корану и Сунне, авторы подчеркивают значение этих книг как источников нравственности. Особое место в пособии уделено жизни мусульман в современной России.
УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ «ОСНОВЫ БУДДИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
Россия – наша Родина.
Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и ее ценность. Буддизм в России. Человек в буддийский картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учащиеся знакомятся с историей возникновения и распространения буддийской культуры, изучают основы духовной традиции буддизма. Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (буддийской) культурой и поведением людей. Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь буддийской культуры. Излагают свое мнение по поводу значения буддийской культуры в жизни людей и общества. Учатся толерантному отношению к представителям буддийских культурных традиций.
Учебное пособие «Основы буддийской культуры» знакомит школьников с основами буддийской культуры: Ее основателем, буддийским учением, нравственными ценностями, священными книгами, ритуалами, Святынями, праздниками и искусством буддийской культуры.